Как стать хорошим слушателем

Любая успешная коммуникация основывается на умении человека слушать собеседника. И каждый из нас хочет быть выслушанным и самое главное услышанным, когда излагает свою мысль. Но как часто мы сами, участвуя в разговоре, внимательны к говорящему? Действительно внимательны, а не просто делаем вид, что слушаем, а сами в этот момент обдумываем волнующие нас вопросы или собственные ответы. И дело даже не в этикете или дружелюбии, осознанное слушание имеет массу преимуществ, оно:

  • Замедляет, помогает оставаться здесь и сейчас
  • Облегчает взаимопонимание
  • Увеличивает продуктивность
  • Развивает терпение
  • Вдохновляет и побуждает к творчеству
  • Заряжает энергией
  • Внушает чувство безопасности
  • Развивает эмпатию, сочувствие, сострадание
  • Дает возможность проявить уважение к другому человеку

И, что самое главное, умение слушать других развивает способность лучше слышать себя. Проявляя активное участие в процессе разговора мы учимся лучше выражать свои собственные мысли, ведь закон обратного действия никто не отменял — что отдаем, то и получаем. Так что все возвращается сторицей, а усилия — оправдываются.

Существует практика так называемого Осознанного слушания, которая включает в себя следующие приемы:

1. Находитесь в настоящем моменте.

Слушание – отличный способ концентрировать внимание. В какой-то степени - это своеобразная медитация, только в этом случае фокус смещается с себя на другого человека. Дышите спокойно, не перебивайте и не суетитесь. Как только вы начнете развивать воображаемые сценарии встречи или отвлекаться на какие-то внешние факторы, верните себя в настоящий момент. Возможно, сначала это будет получаться с трудом, но, как и любой навык, – это лишь дело практики.

2. Будьте открыты.

Помните, что каждый человек в нашей жизни – урок, который нам необходимо пройти, поэтому будьте открыты и податливы к позитивным изменениям. Не судите, кого бы вы ни встретили на своем пути. Не наклеиваете на людей ярлыки и не относитесь к ним предвзято. Большинство людей заслуживает самой бескорыстной любви и беспричинного понимания, какими бы сварливыми, угрюмыми или саркастичными они ни казались.

Конечно, не забывайте про язык тела. Скрещивания рук, ног, установление преград между людьми (даже салфетница на столике) вызывают отторжение и недоверие. Напротив, расслабьтесь, подайтесь слегка вперед к собеседнику, развернитесь в его сторону, смягчите взгляд, настройтесь на его дыхание и будьте готовы предложить свое тепло и свою помощь, если они понадобятся.

внимание к собеседнику3. Будьте любопытны.

Попытайтесь проникнуть в суть того, что рассказывает вам человек. Каковы мотивы его действий, что у него на душе, чего бы он хотел от вас как от собеседника: поддержки, критики, возможности выговориться или свежего взгляда на ситуацию. Задавайте наводящие вопросы, следите за мимикой и жестами, расценивайте каждого собеседника как возможность услышать его и собрать определенный багаж знаний.

4. Проявляйте интерес.

Есть люди, которые чистосердечно выслушивают все, что им говорится, но по их виду это сложно предсказать. Поэтому не стесняйтесь проявлять заинтересованность и внимание – это всегда приятно. Переспрашивайте, уточняйте, установите зрительный контакт, проявляйте эмоции, спрашивайте совета – дайте понять, что вам не безразлично то, что происходит в жизни говорящего. Конечно, не нужно усердствовать, но одобрительный кивок или дружеское прикосновение еще никому не мешали.

5. Принимайте критику.

Настоящим мастерством в общении является правильное поведение в сложных, конфликтных ситуациях. Научитесь себя вести, когда вот-вот готовы выйти из себя и провалиться в пучину гнева. Споры, ссоры – неотъемлемая часть нашего общения, особенно между близкими людьми, но это совсем не значит, что можно говорить и вести себя самым непотребным образом. Не забывайте сохранять относительное спокойствие и здравомыслие. Не убегайте от выяснения отношений, но и не провоцируйте человека, не готового к этому. Старайтесь сохранять баланс, словно вы стоите в позе дерева на коврике для йоги.

Умение слушать собеседника — это хорошее и полезное качество, но помните, что проявление участия в жизни другого человека – это не повод для того, чтобы опускаться до сплетен или лезть не в свои дела. Не стоит рассматривать людей исключительно как тренажер для оттачивания своего дружелюбия. Будьте тактичны, будьте готовы безвозмездно предложить свою помощь и проявить участие – однажды кому-то это поможет и принесет счастье.

Комментариев нет responses on "Как стать хорошим слушателем"

Leave a Message

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

© 2011 - 2016  Преображение  Перепечатка материалов запрещена
Get Adobe Flash player